Чаще всего в современной светской прессе упор делается исключительно на диетическое значение поста. Принято считать, что весьма полезно временно отказаться от части продуктов и алкоголя, перейти на более облегченную пищу (растительные продукты). Часто людям бывает сложно придерживаться диеты отдельно от всех: слишком много соблазнов и слишком невелика поддержка со стороны окружающих. Пост соблюдает достаточно много людей, и влиться в эту массу не так сложно. Получается, что пост сродни разгрузке, и если придерживаться всех правил, то люди еще и худеют. Такой чрезмерно «практичный» подход к посту церковь не одобряет. Пост не диета, точнее не только ограничение в питании, а еще и нравственное очищение.
Православные именно потому шлют друг другу поздравления с началом поста, что понимают его прежде всего как дни духовного очищения. Пост не диета, не жесткое ограничение собственного рациона, и церковные правила вовсе не жестокое подтверждение этому. Церковь не столь эгоистична, чтобы принуждать каждого человека поститься по достаточно строгим правилам, которые некогда были разработаны при монастырях еще в далекие средние века. Если строго соблюдать все-все правила поста, то это будет очень тяжело и трудно. Церковь всегда снисходительна к людям, в ситуациях, когда им бывает особенно трудно. Прежде всего, такие послабления предусмотрены для больных, причем иногда, когда действительно необходимо, пост и вовсе снимается. А уж людям из мира светского придерживаться поста во всей его строгости вдвойне трудно, и тут, безусловно, разрешаются и некоторые послабления. И в этом плане пост не диета – диета не предусматривает послаблений.
Церковь всегда поощряла «рвение не по разуму». Всегда следует понимать, что делать можно, а чего – нельзя. Кому-то пост вовсе противопоказан, скажем, из-за заболеваний. Детей тоже нужно приучать к посту, постепенно, учитывая послабления, которые необходимы в этом юном возрасте: конечно, детям просто необходимо давать молоко, потому что оно обязательно нужно малышам для роста. Столь же гуманно подходит Церковь и к посту в каждом индивидуальном случае: если конкретному человеку особенно тяжело дается пост (а это может выражаться в большей раздражительности, телесных болях или недомоганиях, вызванных голодом).